{{$select.selected.name}} {{$select.selected.name}}
{{game.date.format('ddd, DD MMM')}} матч завершен
{{game.date.format('ddd, DD MMM HH:mm')}}
{{getOnlineDesc(game)}}
  • --
  • --

Интервью октября. Татьяна Казакова

Чт, 04 октября 2018 1 096

Интервью октября. Татьяна Казакова


Пресс-служба баскетбольной команды «Нефтяник» открывает новую рубрику «Интервью месяца». Первым героем становится наш новичок Татьяна Казакова.

- До баскетбола я восемь лет занималась большим теннисом. Потом открыла для себя мир других видов спорта, это был уже школьный период. И вот баскетбол понравился больше всего.

- Чем?

- Ну не знаю. Каких-то определённых секций у нас не было, я ходила на группу продлённого дня. Там играли и в футбол, и в баскетбол, и во всё что угодно… Потом уже перешла в специализированную детско-юношескую спортивную школу. Пришлось ставить перед фактом дедушку, который мечтал, что я вырасту прославленной теннисисткой.

Первый тренер у меня Шамсутдинова Ирина Гумаровна. В числе её воспитанниц Татьяна Бурик и Любовь Смородина. Обе они прошли через оренбургскую «Надежду», Бурик до сих пор там играет. Спустя какое-то время узнала, что были предложения из других городов, но так как я являюсь воспитанницей оренбургского баскетбола, то следующим этапом для меня был ДЮБЛ «Надежды».

- У тебя достаточно настырный, агрессивный стиль игры. Это с детства или ты стала так действовать, будучи уже взрослым игроком?

- Наверное, с детства. Я очень любила смотреть всевозможные баскетбольные видеоролики, где отмечала для себя многие элементы. В том числе и из мужского баскетбола. Потом приходила на тренировку, рассказывала об этом тренеру, и мы пробовали воплощать это в жизнь. Плюс я много времени проводила на уличных площадках, там были парни. Сегодня им уже лет по 40, но тогда они мне многое показывали. Помню, приходила с тетрадкой, что-то записывала, потом вместе со своим тренером пробовала выполнять эти наработки. Что получалось, то мы и старались использовать.

- Кто у тебя в детстве был кумиром в баскетболе?

- У женщин Диана Таурази, и этот человек до сих пор остаётся для меня авторитетом. Очень сильно расстроюсь, когда она завершит карьеру. Пересекаться с ней на паркете мне не доводилось, только в детстве, когда она приезжала к нам в Оренбург в составе Видного. Тогда были совместные фото и всё прочее.

Многое старалась заимствовать у Бекки Хэммон. А из мужского баскетбола наиболее симпатичны Майкл Джордан и Коби Брайант. Сегодня нравится Рассел Вестбрук, его атлетичность и агрессия.

- Играешь дерзко. Девчонки из других команд часто обижаются?

- Открытых конфликтов у меня никогда не было. Если что-то и происходило, то это такие игровые ситуации, которые бывают у всех команд. Каких-то проблем за площадкой из-за этого никогда не возникало.

- А как же прошлогодняя встреча с БК «Шахты»? Соперницы тогда заканчивали игру вдвоём.

- А, ну да… Если вспомнить ситуацию, связанную именно со мной, то был момент, когда я случайно перебросила через ногу Гульназ Сираеву. Сейчас расскажу, как всё произошло на самом деле! Я боролась за подбор и попала в «бутерброд» между Сираевой и Рышковой. Судьи свистнули фол Рышковой за толчок в спину. Я мысленно понимаю, что нужно выйти из этой кучи игроков, начинаю разворачиваться, инстинктивно отодвигаю Гульназ и иду дальше. В тот момент ни о чём вообще не думала. Уже потом, когда смотрела видеозапись, увидела, как она за мной побежала, и судья словил её на полдороги. А я в этот момент шла и поправляла причёску. Позже девчонки сказали, что у неё, оказывается, смещение позвонков. Думаю, ну блин… У меня и мысли не было нанести ей какой-то вред, честное слово! Неприятный момент получился.

А что касается самой игры… «Шахты» ведь потом вроде и апелляцию в РФБ писали, да? Но они ведь сами первыми начали фолить, и делали это грубо. Было много неспортивных фолов. И судьи были вынуждены свистеть буквально за любое касание, чтобы предотвратить травматизм. На видеозаписи потом было видно, что многие фолы совершались намеренно.

- Самое интересное, что ты в «Шахтах» в своё время и поиграть успела. Команда-то для тебя не чужая.

- Формально да. Там я оказалась сразу после ДЮБЛа. Свои сложности были. Это и недостаток финансирования, и непонятки с составом. Плюс первый сезон мы играли без тренера, дальше к работе приступила Марина Игоревна Вангели. Поначалу у нас с ней было всё прекрасно, но потом мы немножко разошлись во мнениях. К тому же в «Шахтах» я играла на несвойственной для себя позиции четвертого номера, и мне запрещалось выходить на периметр. Это не в моей игровой стилистике, и отсюда возникали недопонимания. В итоге я оттуда ушла. Это была моя первая команда на взрослом уровне, она дала мне большой опыт в плане общения с людьми, нахождения новых друзей и знакомых. В «Шахтах» я столкнулась сразу с несколькими поколениями баскетболисток, скажем так. Узнала много нового для себя, что-то у кого-то брала в игровом плане. Девчонки мне подсказывали, чему-то старались научить, помочь. Не все, конечно, но мне везло на таких людей. И я старалась брать максимум!

- Когда в списке возможных новичков «Нефтяника» прозвучала фамилия Казакова, я навёл о тебе справки у Александры Плясовой и Натальи Рышковой. Отзывы были хорошие!

- И с Сашей, и с Наташей у нас было дружеское общение на протяжении всего моего нахождения в «Шахтах». Они ведь пришли позже… А у меня есть такая замечательная привычка наводить досье на всех баскетболисток, с кем предстоит играть. Это всегда интересно. Я спрашиваю общих знакомых, смотрю какие-то видео в интернете. В общем, было понимание, что это за игроки. Я с этими девчонками до сих пор общаюсь, всегда рада с ними увидеться. Все разговоры проходят в тёплой обстановке.

- Когда переходила в «Нефтяник», у Натальи не наводила справки о новой команде?

- Да я их навела ещё когда выступала в «Шахтах» (смеется). Наташа ведь отыграла в Омске 8 лет, в разговорах то и дело рассказывала какие-то истории из своей жизни. То есть я имела представление о том, в какую команду перехожу. Отзывы были позитивные, ведь в «Нефтянике» прошли основные годы её карьеры. Если не ошибаюсь, она здесь до сих пор входит в список лучших шуттеров, да? Естественно, впечатления у неё только положительные!

- У тебя после «Шахт» был «Енисей-2». Понятно, ты ехала туда, чтобы попытаться пробиться в Премьер-лигу. Что помешало?

- Понимаешь, когда другие люди моего возраста играли по молодёжкам клубов Премьер-лиги, я выступала в «Шахтах». Команда на тот момент была не слишком популярна, в первый год мы находились в нижней части турнирной таблицы. Ну и давай говорить объективно – чемпионат Высшей лиги на тот момент уже умирал. Поэтому внимания на меня никто не обращал. То есть два года для меня прошли даром.

«Енисей» дал толчок для дальнейшей работы. У меня было желание играть под началом Елены Шульженко. И за два года в Красноярске получила то, что хотела. Взяла максимум от этого тренера, многому научилась. Елена Владимировна очень хороший специалист, и я очень благодарна за эти два года, проведённых под её руководством.

- Что заставило вернуться в Оренбург?

- Мне позвонила главный тренер «Надежды-2» Татьяна Блохина и сказала, что хочет видеть меня в своей команде. Честно скажу – не ожидала, ведь меня там не было 4 года. А знаешь, какой аргумент был у тренера? «Хочу видеть тебя в своей команде, потому что тебе всё равно против кого играть». Я ведь оказалась самым возрастным игроком, несмотря на то, что мне было всего 22 года. Остальные девчонки были на год-два младше. То есть мне необходимо было помогать тренеру на площадке, и со своей задачей я справилась. Жаль, что мы не заняли первое место.

- Что помешало?

- Нас подвело непривычно большое количество игр. Это было тяжело в части морального и физического состояния. В самый ненужный момент у нас случился спад, играли как раз с Вологдой и Пензой. После этого спада всё нормализовалось, но очки были потеряны. Плей-офф ведь в Суперлиге-2 не проводился, там мы скорее всего выступили бы ещё успешнее.

- В основной состав «Надежды» тебя привлекали?

- В прошлом сезоне до Нового года мы вместе с Екатериной Гунченко тренировались с главной командой. Ездили с ними на Кубок России. То есть работали и с «Надеждой-2», и с основным составом. Прошли всю комбинационную школу Мароша Ковачика, который тогда возглавлял «Надежду». Вот представь: 60 комбинаций, тебе выдают огромный play-book, и ты такой «вау»! Штук 10 комбинаций он вообще мог прислать по е-мэйлу за пару часов до тренировки. Потом нужно прийти и уже знать их.

Сначала мы тренировались русским составом, а потом подъехали американки. Менталитет у них сильно отличается от нашего. Они всё делают как-то весело, задорно. Вот русские на тренировке угрюмые. Почему так?

- Для наших игроков тренировка - это работа, а для американок больше как развлечение.

- Даже не развлечение, а удовольствие. Они кайфуют на площадке! Любой точный бросок или красивая передача – и тут же реакция. Крики «воу-воу» или «супер». Искренне радуются и за себя, и за других. Они очень приветливые, всегда спросят «как дела». Готовы помочь. Алекс Бентли впоследствии посещала игры нашей молодёжной команды. Когда занимались в тренажёрке, она подходила и спрашивала, когда у нас следующие домашние матчи. Это приятно. Особенно если учитывать, что она игрок мирового уровня. Потому и сама атмосфера там была позитивная, никаких напрягов. Дедовщины не было и близко, никто ни на кого не давил. Мне это было удивительно, команда-то возрастная. Для меня это большой опыт!

- В Оренбурге живёт и работает мой хороший товарищ Антон Виноградов – один из лучших баскетбольных журналистов страны. Вы знакомы?

- Конечно.

- Он делает крутые интервью с баскетболистками.

- Наверное, я не вхожу в число его любимчиков. Тут видишь в чём дело… Я ведь миллион лет уже в Оренбурге, а ему более интересны новички из других городов. Может как-нибудь и пообщаемся. Надеюсь уже буду в том статусе, который ему интересен.

- Расскажи, что у тебя получилось с символической пятёркой Суперлиги-2. Почему статуэтку не дали?

- Произошла такая ситуация, что всех игроков награждали от своих клубов. Медали прислали, их вручили на закрытии сезона. На счёт статуэток нам с Екатериной Гунченко, которая также вошла в символическую пятёрку, ничего объяснить не смогли. Мы конечно попросили администратора «Надежды» помочь, но поскольку контракты с новыми клубами у нас уже были заключены, то они не стали заморачиваться. Им это было неинтересно. Надеюсь, что в Омске я всё же получу свою награду. Мама ждёт!

- Где хранишь свои трофеи?

- Все медали отдаю бабушке, так всегда было. Мой путь в спорте начался из-за дедушки, он с трёх лет ввёл меня в спортивное движение. Какого-то самого ценного приза у меня пока нет, ведётся работа на перспективу (улыбается). Все мои достижения – это маленькие ступеньки к чему-то большему.

- Как возник вариант с «Нефтяником»?

- Оставаться в «Надежде» не хотелось, если не будет достойного предложения из главной команды. Еще по ходу сезона девчонки в Оренбурге говорили, что Омск для меня был бы идеальным вариантом. По стилистике игры и агрессии я должна подойти. Мне, если честно, думать об этом тогда не хотелось, чемпионат-то ещё продолжался. А потом мой агент Ольга Гаранина написала в ватсапе, что есть вариант с «Нефтяником». Я была в шоке: месяц назад об этом говорили, и тут раз – и меня приглашают! Буквально за неделю мы договорились по условиям и подписали контракт.

- Разницу между Суперлигой-1 и Суперлигой-2 уже успела почувствовать?

- Да пока непонятно. Игр чемпионата у нас ведь ещё не было. Вот когда встретимся с Ростовом, Самарой, Сыктывкаром, Казанью, тогда и скажу. Остальные команды – это в основном молодёжь. Не думаю, что с ними можно почувствовать большую разницу. Возраст-то один.

- Сбор «Нефтяник» провёл в Казахстане. Ранее бывала там?

- Ни разу! Хотя от Оренбурга до границы всего 2 часа, но я туда ранее не ездила. Когда мы на выходной выехали к природе, увидели горы, озёра… Я это очень люблю! Места красивые. Такое нечасто удаётся увидеть. Даже когда начинается отпуск, первые две недели ты просто лежишь на диване, чтобы немного прийти в себя. А потом есть пара недель куда-нибудь съездить и всё, дальше надо работать!

Сам сбор проходил в хорошей рабочей обстановке. Не скажу, что это было прямо так невыносимо тяжело. В моей жизни подобные нагрузки уже встречались. До этого мне говорили, что в Омске серьёзный акцент делается на «физику». Одна подруга так и сказала – «это как раз для тебя». Поэтому я не буду ходить и кому-то жаловаться. Работать можно, хотя Надя Матросова мне сказала, что это был ещё не самый тяжёлый сбор. Я не против, и требовательность Елены Ивановны меня не пугала. По стилистике тренировочного процесса они очень похожи с Еленой Владимировной Шульженко.

- Так подруги же и школа одна!

- Это я знаю, и некоторые вещи у них общие. В первое время у меня было такое чувство дежавю. Многие упражнения я уже делала. По части нагрузок в прошлом сезоне Марош Ковачик нас тоже прилично нагружал. Я на это не попала, но был кросс 8 километров в интервальном темпе. Это жёстко!

- В Омске тебя ждёт серьёзная конкуренция в лице Насти Алексеевой, Софьи Деречи и Натальи Гришкевич. Не опасаешься, что будет тяжело пробиться в стартовый состав?

- Во-первых, место в стартовом составе не всегда говорит о том, что ты будешь играть много и долго. А во-вторых, из названных тобой фамилий я не знала только Соню Деречу. Нужно делать скидку на возраст – она моложе. С Наташей Гришкевич уже играла в одной команде, и мы неплохо взаимодействовали. Против Насти я выходила, когда она выступала за Иваново и Пензу. То есть было понимание, что из себя представляют эти игроки. Но знаешь, я всегда за здоровую конкуренцию. Для меня это повод расти. Когда у человека нет ориентира и ему никто не наступает на пятки, то его ничто не подгоняет вперёд. Для меня это лишняя мотивация.

- Вы сыграли кубковый матч с курским «Динамо». Сейчас, отбросив все эмоции, что можешь сказать?

- Мы провалили только вторую четверть. Всё остальное время отыграли на достаточно высоком уровне. Думаю, Курск вряд ли ожидал от клуба Суперлиги такого сопротивления. Тут нужно понимать, что все игроки из их команды лето провели на сборах нашей национальной команды либо сборной 3 на 3. Либо в тренировочном процессе «Динамо». Все они профессионалы, и работают практически без отдыха. Считаю, что в том моменте, когда и произошёл отрыв в счёте, они просто грамотно использовали все наши ошибки. Это было на опыте. Люди не растерялись и наказали нас.

- Со стороны мне показалось, что в первые минуты тебя подводило волнение. Отсюда и все неточности.

- Соглашусь. Мандраж был. Всё-таки первая официальная игра, пришло много болельщиков. Уже потом я смогла сконцентрироваться и отключиться от всего этого, уйти в игру. Нужно уметь абстрагироваться, как будто ничего этого вокруг нет.

Во время перерыва в раздевалке я сидела и думала: а что толку волноваться? Моё волнение создавало негатив в игре. Просто сказала себе: «Таня, тебе не 15 лет, чтобы заниматься ерундой». Да, Курск, и что? Там такие же люди, как и мы. Потом уже был адреналин. Хотелось везде успеть.

- Ещё я подметил, что ты любишь брать игру на себя и в каких-то моментах перетягиваешь одеяло.

- Иногда да, признаю. Но опять же – если есть люди, которые могут стабильно забивать, то готова раздавать передачи. Мне это нравится. Если есть большой игрок, с которым мы в связке и которого я чувствую, то я готова туда закидывать по 15-20 передач.

- В «Нефтянике» ты уже кого-нибудь успела почувствовать?

- Хороший коннект с Леной Федотовой. Мне нравится, как она двигается. Ещё у нас выстроилось взаимопонимание с Надей Матросовой. Во время тренировок были моменты, что я показываю ей взглядом, и она моментально всё чувствует. Хотя в стрессовой ситуации игры такие темы не всегда проходят.

- Насколько нужны кубковые игры командам более низких дивизионов. Эмоционально не убивает, когда улетаешь на 40-50 очков?

- Это полезно. Нужно уметь настраивать себя на любого соперника, и не важно, какого он уровня. Надо понимать, что, если мы оказались в данном матче, значит достойны этого. Необходимо просто выжимать из себя максимум. Мы ведь играем в одну и ту же игру, и чего тут бояться?

- Еще такие игры показывают готовность команд к старту чемпионата.

- Физически мы подготовлены очень хорошо, и это ощущалось. Есть агрессия. Конечно, какие-то моменты не получались, ведь защита Премьер-лиги и Суперлиги различается. После первой четверти тренер гостей Гарсиа Фернандез наверняка разобрал наши взаимодействия и перестроил игру. Он использовал все наши ошибки и в защите, и в нападении. Наверное, это и есть мастеровитость.

- Чем живёт Татьяна Казакова вне баскетбольной площадки?

- Свободного времени не так много. Когда оно есть, люблю смотреть кино разных жанров. Главное, чтобы оно было со смыслом. Хотя сейчас пока не особо получается ходить по кинотеатрам. Выходные так выпадают, что просто хочется побыть дома, восстановить силы. Стараюсь больше читать, узнавать новую для себя информацию. Какие-то научные факты. Увлекаюсь психологией, это помогает в жизни.

Ещё люблю писать песни, но это иногда. Есть у меня одна песня хорошая, она только для узкого круга людей. Друзья говорят, что её нужно записать, однако пока как-то… У меня не настолько высокая самооценка, чтобы записываться для широкого круга людей.

- Молодой человек имеется?

- Нет, и я не знаю, к сожалению это или к счастью. Порой смотришь на нынешние форматы отношений, и думаешь: «слава богу, меня никто ни в чём не ограничивает, и я предоставлена сама себе». Мыслей о семье у меня пока не возникает, поскольку есть цели, которые первостепенны.

- В продолжение вопроса – какой он, парень твоей мечты?

- Как говорит моя сестра, такой ещё не родился, поскольку у меня слишком идеалистичные представления. Для меня в человеке важна совокупность каких-то качеств, которые являются ключевыми. Идеальных людей не бывает, у всех свои достоинства и недостатки. Просто бывают такие плюсы, благодаря которым ты закрываешь глаза на все минусы. Для меня очень важны внешность, харизма и голова. Самое важное – это интеллектуальная составляющая. В наше время встречаешь очень мало по-настоящему интересных людей. Поэтому я и своё окружение стараюсь составлять как раз из таких личностей. Общение с которыми тебя обогащает. Так и с молодым человеком.

- Уже думала, чем будешь заниматься после окончания баскетбольной карьеры?

- Так далеко я не смотрю, но определённые задумки уже имеются. На мой взгляд, в нашем баскетболе очень мало специалистов по физической и технической подготовке. Меня это привлекает. Биомеханика. Физиология. Восстановительная физкультура. Поэтому параллельно игровой карьере я хочу проходить какие-то курсы. Кинезиотейпирование, например. Это всё интересно, и можно сразу внедрять в свою же жизнь. Мешать баскетболу точно не будет, напротив только поможет.

- Жить-то где планируешь?

- Патриотом своего города я не являюсь, честно признаюсь. Есть красивые города, которые мне более привлекательны. Ростов-на-Дону, Краснодар. Еще Санкт-Петербург, несмотря на всю его дождливость. У них имеются свои особенности.

В Оренбурге я родилась, этот город также люблю. Но там нет каких-то возможностей к развитию. Всё, что можно было занять, люди уже заняли. А мне хочется двигаться дальше!

Фото Николая Кривича и Дмитрия Кунгурцева.